Жажда приключений

Россия
Африка
Европа
Новости о приключениях
Новости региона
На главную / Новости / Ролевые игры

Ролевые игры

24 Августа 2009

Ролевые игры

Их называют по-разному. Ролевиками или толкиенистами. Пренебрежительно – «толкинутыми», с опаской – сдвинутыми на средневековье. Иногда – чуть ли не сектантами. Кто они на самом деле? Зачем дети третьего тысячелетия тратят время, деньги, энергию на изготовление текстолитовых мечей, пошив платьев средневекового фасона, бесцельную вроде бы беготню по лесам?


Ролевое движение возникло в России сравнительно недавно – в начале 1990-х годов. Пока предприимчивые «новоруссы» строили свой «дикий капитализм», их детей захлестнул настоящий вал западной литературы и кино: фэнтези, научная фантастика, киберпанк... Знаменитая эпопея Джона Толкиена для постсоветской молодежи оказалась настоящим откровением. Тогда и возникло это название – толкиенисты. Сегодня большинство ролевиков к фанатам и последователям Профессора не относят: есть и другие фантастические миры, а также богатая история человечества. Но неправильное, слишком узкое название осталось. Отношение «широкой общественности» к ролевому движению также складывалось в 1993-94 годах. И, увы, не изменилось до сих пор. В Челябинске первые ролевики появились в те же времена.

Миф №1: забава юных

«В Челябинске первая ролевая игра по фэнтезийному миру была организована в 1994 году, – вспоминает одна из «патриархов» ролевого движения Южного Урала Мария «Матильда» Сидехменова. – Тогда нас было всего 20-30 человек, все – школьники или студенты. Сегодня в ролевой тусовке осталось лишь четверо-пятеро из «отцов-основателей». К 1996 году наладились контакты с единомышленниками из других городов, начались выезды на региональные игры. На сегодня в Челябинске около тысячи ролевиков. Сказать точнее вряд ли получится: пробуют себя в нашем движении очень многие. Остаются лишь процентов десять».

Тысяча человек для миллионного города – немного. Но тут надо понимать, что даже крупнейшие ежегодные съезды ролевиков (те же «Хоббитские игрища», часто проводимые на территории Свердловской области) – не показатель их реального количества. На одной из самых крупных игр – проведенном в 2005 году под Москвой «Ведьмаке» – собралось порядка 2,5 тысяч человек. Но только в самой Москве ролевиков – не меньше 10-12 тысяч.

Да, большая часть адептов ролевого движения, без сомнения, молодежь, те же школьники и студенты. Но очень много народу и постарше, уже состоявшихся в жизни, добившихся успеха на карьерном и семейном поприще. Есть и совсем «старички» – за 35-40 лет, но таких единицы. Уже образовались и «мини-династии»: за неполных два десятка лет, прошедших с первых игр, ролевики повзрослели, обзавелись семьями, пристрастили к своему увлечению детей. Но – подчеркнем – далеко не все из них – зеленые юнцы.

Миф №2: шизофрения

Что такое вообще ролевое движение? Ответов множество. Маститые психологи и социологи уже второй десяток лет важно рассуждают о враждебности современного информационного общества к «маленькому человеку», о бегстве от реальности. Ролевики в ответ пожимают плечами: ну, бегство. Два-три раза в год побыть в шкуре древнего ацтека, Ричарда Львиное Сердце или остроухого эльфа из Синих гор ничуть не хуже, чем ежемесячно наливаться после получки водкой, ежедневно проводить долгие часы у телеэкранов или вышивать крестиком. Каждому – свое.

«Для меня, для большинства моих знакомых ролевые игры – это форма досуга, – утверждает Мария «Матильда» Сидехменова. – Досуга интересного, разнообразного, полезного. Кто-то коллекционирует марки, кто-то играет в карты, а кто-то шьет средневековые платья.

Большинство ролевиков – обычные, вполне адекватные люди. Да, в этой среде есть некий перекос в сторону профессий творческих: очень многие ролевики, например, работают дизайнерами. Немало и «офисного планктона». Объясняется это легко. Вживание в определенную исторической или фэнтезийной игрой роль требует подготовки, определенного круга эрудиции, уровня интеллекта, навыков общения с самыми разными людьми. Да и поединки на мечах – визитная карточка ролевого движения – никак не организуешь без определенной физической подготовки, развитой координации движений. Словом, спорт, образование, желание и материальная возможность: меч и доспехи стоят недешево».

Таким образом ролевое движение, по большому счету, – развлечение для интеллигенции. И, как и любая субкультура, обладает своим фольклором, своими традициями, кумирами-авторитетами, даже своим набором жаргонизмов. Нормальное социальное явление, которое, кстати, родилось не на пустом месте. В список советских «предков» ролевого движения можно записать и кружки самодеятельности, и каэспешное движение, и туристов – то есть большую часть бытовавших в СССР и не умерших до сих пор форм досуга не только «пионэров», но и всех возрастных групп до пенсионеров включительно.

Миф №3: Анархия – мать порядка

Представлять ролевиков аморфной «тусовкой» вроде тех же готов или эмо не совсем верно. Да, им далеко по структурированности до «Молодой гвардии». Официальных организаций ролевого движения в Челябинске, например, совсем нет. Самое близкое к ним – клуб «Бойцовый кот» – объединение любителей исторического фехтования и студия «Академия изящных искусств», занимающаяся историческими танцами, пошивом костюмов, изучением культуры и этикета прошлого.

Однако для организации игры необходим не только креатив, разработанные правила, приглашенные участники. Нужно еще и «добро» от официальных властей. А чиновники, увы, – такие же люди и так же находятся во власти предрассудков.

В Центральной России вообще без согласования с официальными структурами никуда: были случаи, когда приехавших на игру или фестиваль ребят разгоняли омоновцы. А вот в Сибири народ часто обходится без этого: просто выезжают в лес и играют где хотят. На Урале когда как, но лучше подстраховаться. Обычно не возникает проблем, если для мероприятия арендуется какая-нибудь база отдыха, но такой шаг, конечно, автоматически увеличивает игровой взнос.

В переговорах с местными властями главное – не спугнуть чиновника. Поэтому мастера на официальных приемах стараются забыть само словосочетание «ролевая игра». Куда предпочтительнее звучит «массовое культурное мероприятие». И совсем хорошо заручиться поддержкой какой-нибудь федеральной структуры – от министерства образования до Госнаркоконтроля. Это взаимовыгодно: ролевики получают полигон и зеленый свет в коридорах власти, а официальные лица с чистой совестью пишут отчет о пропаганде здорового образа жизни. Словом, все как у людей: приходится и побиться головой о бюрократические препоны, и побегать по инстанциям.

Дисциплина и хоть какое-то подобие организации нужны и еще для одного. Безопасность превыше всего! Да, рыцарские доспехи с большой долей вероятности спасут даже от синяка. Да, проверенный мастером меч или топор ролевика – это не боевое оружие, а красивая имитация. Но выбить глаз можно стрелой с наконечником из мягкой резины. А сломать палец или устроить сотрясение – клинком из текстолита. Поэтому бесшабашно размахивать мечом не получится: будешь с позором изгнан с игры, потеряешь уважение товарищей, а в самом плохом случае еще и подставишь все движение: кто же даст проводить игры, когда «эти толкинутые сами себя норовят поубивать!»

Миф №4: тоталитарная секта

Многие полагают, что стать ролевиком непросто. Мол, перед игровыми мастерами нужно чуть ли не договор кровью подписывать! Родители молодых «хоббитов» хватаются за голову: секта, закрытая каста!

Да, как и любая другая четко оформившаяся социальная прослойка, участники ролевого движения несколько обособлены от широкой общественности. Но не больше, чем другие субкульутры. Человеку со стороны трудно почувствовать себя комфортно в компании эмо или металлистов. К тому же у ролевиков, в отличие от большинства молодежных субкультур, есть оправдание своей закрытости. Они играют не для зрителей, а для себя. А поскольку живут все-таки в третьем тысячелетии, для погружения в мир игры, развернувшейся на полигоне, нужно приложить определенные усилия. Согласитесь, когда кругом кипит Грюнвальдская битва или Фродо Бэггинс несет к Ородруину кольцо Всевластья, любопытные личности в футболках и джинсах, с видеокамерами в руках и дурацкими вопросами несколько раздражают.

«На любой игре главное правило: приехал – играй, – объясняет Мария Сидехменова. – Зрителей у нас не бывает. Одному-единственному чужому человеку очень легко свести на нет многомесячные усилия мастеров по разработке любой игры. Обидно!»

Кстати, в обычной жизни ролевиков любят приглашать в качестве аниматоров. Например, без них редко обходится премьера фантастических фильмов в том же КРК «Мегаполис». Здесь уже другая ситуация: мужественные рыцари и прекрасные феи работают на зрителя. И себе лишняя копеечка, и народу развлечение. Но превращать шитье камзолов и ковку мечей в образ жизни никто не собирается. Большинство ролевиков-нестудентов имеет вполне престижную и уважаемую работу.

Относиться к ролевикам можно по-разному. Они и сами не навязываются со своим мнением. Но все-таки предпочтительнее видеть молодых ребят не в подворотнях и на улицах, а на грядущем Челконе-2009, главном ролевом мероприятии Челябинской области. Пусть лучше машут мечами и танцуют старинные вальсы. И красиво, и полезно.

Источник: http://chelyabinsk.ru/weekend/228470.html

Архив новостей:
/

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
 
 
Полезные ссылки  |  О портале "Жажда приключений"  |  Консультации экспертов  |  Заказать рекламу

© 2009 «Жажда приключений»

Rambler's Top100 сделано в «Сумме Технологий»