05 Августа 2009
Что такое каякинг, может ответить любой человек, который смотрит телевизор. Это круто! Это музыка, брызги, водопады адреналина – что-то среднее между сноубордом и рэпом. А что за таинственная часть каякинга называется сиякинг?
Сияк по-русски - морской каяк. Это достаточно длинная лодка, изготовленная либо из полиэтилена, либо из композитных материалов, предназначенная для передвижения на большие расстояния с большой скоростью и максимумом комфорта.
За рубежом любят сиякинг - он составляет 80% всего каякинга. Первое, чем привлекателен этот вид - большим разнообразием возможностей, которые он предоставляет: хочешь - на даче за молоком ездишь, хочешь - по Аляске автономное путешествие среди льдов совершаешь, хочешь - по озерам катаешься, хочешь - карельские пороги проходишь… Все это привлекает к сиякингу внимание людей самых разных возрастов и складов характера.
Рассмотрим несколько типичных вариантов использования сияка.
Прогулки, фитнес
Если ваш коттедж (особняк) находится у воды, и любимый водный мотоцикл вам уже осточертел, или просто хочется покоя и физических нагрузок (опять-таки, у соседей такого еще нет!) сияк – это то, что вам нужно.
Как вариант - дом в деревне. Сельское хозяйство вы ненавидите, и единственная возможность спастись – это уплыть подальше на лодочке (к примеру, в магазин за хлебом километров за тридцать).
Бус (автобусный каякинг)
Это когда с утра вы, выпивши утренний кофей, садитесь в лодку, путешествуете целый день, а вечером вас уже ждет горячий ужин, запотевшая стопочка, а также автобус с вещами. А на следующий день вы либо продолжаете путешествие по тому же маршруту, либо переезжаете в другой регион… Короче, максимум впечатлений за минимальное время. Что немаловажно - комфорт на высоте, да и вещей с собой можно взять от души.
Експедишн…
Вы загружаете весь свой скарб в лодки и пребываете несколько дней в полном единении с природой, любуетесь восходами-закатами, наслаждаясь полным безлюдьем, естественно, питаетесь тем, что взяли с собой, обходясь минимумом вещей и мирясь с необходимостью каждое утро продолжать путешествие – классический "тайменинг" (если не знаете, то "Таймень" - это такая древняя лодка).
Для каждого из этих вариантов использования сияк имеет свои плюсы.
Для фитнеса: неубиваемость (сияки изготовлены из высокопрочного полиэтилена), простота обучения, простота обслуживания (обслуживать не нужно).
Для бус-каякинга - все те же плюсы, что и для фитнеса. Кроме того, быстроходность, наличие всяческих полезных приспособлений, возможность преодоления больших озер и морских заливов (причем, даже достаточно большая волна в этом не помеха).
И, наконец, экспедиции. Это самый требовательный к снаряжению вид сиякинга. Естественно, все те свойства, что перечислены в двух предыдущих дисциплинах, важны и в экспедиции. Но тут есть еще одно - возможность перевозки большого количества бивуачного снаряжения и продуктов, а если по-человечески, то еды, водки, спальников, палаток и т.д. и т.п. В сияк действительно все это влезет. Более того, это не сильно скажется на его скорости и управляемости. Т.е. ваше автономное приключение не превратится в мучительную работу бурлака или гребца на галере. Кроме того, современные морские каяки оснащены комфортными сидениями, регулирующейся спинкой и ножными упорами, поэтому даже при продолжительной гребле не будет ни усталости, ни затекания.
Если говорить о путешествиях на сияках, то хотелось бы остановиться на регионах, где можно путешествовать. Начнем с того, что путешествовать на сияках можно везде, где есть вода и автомобильная дорога к точкам старта и финиша. Таким образом, практически все туристские маршруты открытые для "Тайменей", "Тритонов" и прочих "Ласточек" годятся и для сияка. В чем же плюс сияка по сравнению с использованием традиционных туристских судов?
1. Сияк не надо собирать и разбирать (что часто занимает по целому дню времени)
2. Сияк не боится коряг, сучков, острых камней - в общем, всего того, что заставляет владельца лодки с мягкой оболочкой в ужасе хвататься за иголку с ниткой и банку с клеем.
3. В сияке удобно сидеть, в нем сухо, масса всяких удобных приспособлений (типа водонепроницаемых отсеков для вещей, сеток для мелочей на деке и отделений для фотоаппарата или видеокамеры).
4. Сияк очень легок на ходу, на нем вы не перепахиваете воду, а режете ее, скользите, катитесь по ней… В общем, совсем не, как на "Таймене".
Таким образом, для сиякинга открыта вся Россия. Ну, с традиционными местами разобрались. Теперь поговорим о местах, еще более привлекательных для сиякинга, но "тайменистами" не освоенных. Для начала - Финляндия…
Основные преимущества этой страны для путешествий - огромная сеть озер с чистейшей водой, красивейшие пейзажи, оборудованные стоянки и кемпинги, отличные дороги… Это все, что касается озерных путешествий. А кроме того, огромное количество морских маршрутов в шхерах около Хельсинки. Если прибавить к этому скромные цены и близость от России, то Финляндия сразу выбивается в фавориты недорогих туров, безусловно выигрывая по соотношению цена-качество у путешествий по России.
Безусловно, большой интерес представляет для сиякинга и Швеция. Из минусов можно упомянуть только большую удаленность и более высокие цены. Наконец, то, что можно назвать премиум-классом для морского каяка - Норвегия. Об этой стране можно говорить бесконечно: горы, реки - то падающие с гор водопадами и порогами, то неторопливо текущие в зеленых равнинах; фьорды и тундра, перевалы, заснеженные даже летом, и теплое море в районе Бергена… И странное ощущение сказки и нереальности, которое тебя окружает - вроде ты и в цивилизованной стране, но совсем не удивишься, если из за ближайшей скалы выйдет тролль, или с утра ты обнаружишь хоббита или гнома, который ворует у тебя шоколад или колбасу… Рассказывать об этой стране бесполезно - в ней надо просто побывать. И побывать не в автобусной экскурсии, а вжиться в эту природу, влиться в нее. И сияк для этого - практически идеальное средство!
Норвегию, с точки зрения путешественника, можно условно разделить на три части. Это центральная Норвегия, запертая со всех сторон горами, с огромным количеством рек больших и не очень, высоченными перевалами и самым длинным в Европе туннелем. Южная Норвегия (район Ставангера) - отвесные берега изрезаны классическими фьордами, тянущимися многие километры. В общем, классический пейзаж из фильма о викингах. Северная Норвегия (севернее Тронхема) - берега постепенно превращаются в тундру, полярный день не пускает солнце за горизонт, свинцовые воды северной Атлантики накатывают на серые скалы… Несуетливая грандиозная северная красота.
Сияк - это единственное средство, которое даст вам возможность насладится очарованием ВСЕХ этих регионов. Ни яхта, ни велосипед, ни даже сплавной полиэтиленовый каяк этого не смогут. Итак, в чем же особенности путешествий в этих регионах? Начнем с центральной Норвегии. Здесь путешествия в основном проходят по рекам. Широкие участки с не очень быстрым течением перемежаются порогами разной сложности. Те, которые попроще, вполне проходимы для сияка (естественно, при должном уровне подготовки), те, что посложней, можно обнести или обвезти на машине (на берегах - масса кемпингов и просто оборудованных стоянок). Вполне естественно, что путешествие проходит в стиле бус-каякинга. Часто возможно сопровождение автобусом на протяжении сплавного дня.
Южная Норвегия. Собственно говоря, это как раз то, для чего и создан морской каяк. Путешествуют здесь именно по морю, а так как береговая линия сильно изрезана, то приходится преодолевать значительные открытые пространства. Заход во фьорды тоже не лишен изюминки: плыть нужно по многокилометровой узкой протоке среди многометровых скальных стен, буквально нависающих над головой. Все это требует более высокого уровня подготовки участников, в том числе навыков обращения с компасом и обязательного владения эскимосским переворотом. Путешествие также проходит в режиме бус-каякинга, но есть и существенные отличия: весь день проходит на воде, даже перекусы и те съедаются в лодке. Автобус удается увидеть только рано утром и поздно вечером, весь день - полный автоном…
Северная Норвегия. Здесь просто раздолье для экспедишена - масса островов, очень малая населенность (меньше, чем у нас в северной Карелии). Кроме того, берега не везде скалистые, есть масса прекрасных мест для ночлега, правда, к большинству этих мест автобусу не подобраться - нет дорог. В этих местах каждый год проходит "Норд кап рейс" - культовое событие в мире сиякинга: многодневная гонка на морских каяках, в которой участвуют несколько сотен человек.
Охватить все три эти региона в рамках одного путешествия вряд ли возможно - тем больше поводов вернуться в Норвегию снова…
Источник: http://extreme.sport-express.ru/sport_16/news/6995/c/(1)