13 Июля 2009
9 квадроциклистов решили забраться на самую мрачную гору Урала. Не все пошло так, как хотелось бы...
Пожалуй, именно на Северном Урале понимаешь истинное значение словосочетания "Седой Урал". Седой не от дыма труб промышленных металлургических предприятий, а седой от низко нависающих над вершинами Уральских гор облаков, от ощущения силы могучих лесов, окутанных завесой тайны, от ароматов разнотравья, поднимающихся дымкой вверх. И вся эта смесь источает огромную энергию.
Именно северный Урал полон загадок, разгадать которые стремятся историки, мистики и геологи. Одна из них - перевал Дятлова. После известных трагических событий он стал местом паломничества не только людей вышеперечисленных профессий и призваний, но и экстремалов. Впрочем, для последних история и привкус мистики далеко не самое главное, главное - относительная доступность места вкупе с относительной недоступностью.
Перевал Дятлова находится на крайнем северо-востоке Свердловской области между горой Холатчахль и безымянной высотой 905, стоящей несколько особняком к востоку от Урала. Перевал получил название из-за события, случившегося в феврале 1959 года, когда невдалеке от него, на склоне горы Холатчахль, при таинственных обстоятельствах погибла туристическая группа, возглавляемая Игорем Дятловым.
Поясню: с одной стороны, перевал Дятлова - это действительно удаленное место, добраться до которого без соответствующей техники, подготовки и настроя просто невозможно, с другой, благодаря "раскрученности" маршрута, он становится не настолько опасным, как мог бы быть изначально. Но каждый месяц, каждый день и каждые полчаса Северный Урал разный, поэтому все экспедиционеры имеют, как правило, свой персональный набор приключений, впечатлений и трудностей при посещении этих мест. Впечатлениями об экспедиции делится не только владелец снегоходов, квадроциклов и гидроциклов, но и их активный пользователь, что далеко не всегда одно и тоже.
- Нас было 9 человек. Столько же было и дятловцев, но это мы поняли уже на вершине, когда делали общее фото. 7 квадроциклов BRP Outlander 400-800, Kawasaki BF 750i и вездеход Polaris RZR. Команда сборная - наполовину екатеринбуржцы, наполовину - тюменцы, известные своим серьезным походом к любому делу. Поэтому до места старта, а это микроскопический поселок Вижай, нас сопровождали грузовик DAF и автобус Ford Tranzit. А кроме квадроциклов в них были загружены и прицепы для перевозки огромного количества бензина, запасных колес и прочей нужной амуниции.
Цель - забраться на перевал Дятлова и вернуться обратно, преодолев в общей сложности 200 километров по горам и грязи. Вообще-то мы предполагали, что нас может ожидать в этой экспедиции, но под большим вопросом стояла переправа через речки Ауспия и Ушма, поведение которых в разное время года совершенно невозможно предсказать, а значит - и не понятно, каким образом придется их преодолевать. Я по наивности даже прихватил с собой скобы и веревки, чтобы сделать в случае чего плот. В теории все мыслилось просто и красиво, на деле получилось иначе.
Старт
Начиналось все довольно бодро. В Вижае разгрузились, переоделись, пообедали и двинули в сторону поселка Ушма. Это около 70 километров по насыпной дороге с переправой через три горные реки с очень серьезным течением. Первую преодолели относительно легко, а вот доехав до Ауспии, реально не понимали, как мы ее будем форсировать! Течение очень сильное. Я это понял, когда начал снимать на камеру товарища. Он зашел в воду и резко улетел из кадра - его просто унесло течением, еле успели вытащить. Глубина большая - около полутора метров, ширина метров 200, в общем, преодолеть самим нереально. Решили послать гонца за "Уралом", но тут на наше счастье раздался звук мотора подъезжающей танкетки с пьяными геологами на борту.
Вот они-то и согласились нам помочь. Решили забрасываться на тот берег партиями по три. Привязав и приподняв перед лебедкой первые три квадроцикла, поплыла на противоположный берег первая партия. Как потом выяснилось, на середине реки танкетка попала в яму, и два из трех "квадров" просто захлебнулись водой.
Когда дело дошло до второй партии, геологи, еще "подзаправившись", уже не особо церемонились с выбором дороги. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих, поэтому один из наших залез на танкетку и показывал им куда рулить, а мы невероятным образом на контруклоне удерживали свои квадроциклы вместе с прицепами всю переправу.
В общем, переправились, реанимировали "квадраты", благо были с собой и свечи, и масло, завелись и поехали.
Ушма
Ушму преодолевали на "Урале", и все бы хорошо, если бы не лично мое приключение. Уже на том том берегу, пребывая в легкой эйфории, начал сдавать потихоньку назад, чтобы съехать с "Урала". В этот момент доски из-под квадра вылетают, а лебедка при этом не натягивается, в следующий момент уже в полете думаю, что лучше - спрыгнуть с квадроцикла или падать вместе с ним? В результате, технику поймали в последний момент товарищи, а я с высоты самосвала приземлился прямо на спину - не самое приятное впечатление. Заработал вот себе новую фобию.
Худо ли бедно, но до деревни Ушма мы добрались глубокой ночью. Палатки из-за глубокой грязи ставить некуда - уплывут. Поэтому по традиции всех предыдущих экспедиций бросили свои вещи и тела в домике манси, который уже стал дежурным для многих путешественников, несмотря на свою полную затхлость. Переночевали.
Но если вечер был просто грязным, то утро - морозным и сдобренным мокрым снегом. По плану в Ушме мы должны были оставить часть бензина для обратного пути. Для этого отправились к аборигенам. Приветливые манси, хоть и удивились нашему присутствию в этих местах, но помочь согласились. Впечатление оставила Золотая Баба - так называют мансийскую бабульку в полтора метра ростом, которая, выглядя божьим одуванчиком, одна ходит на медведя. В общем, оставив бензин в надежных руках, мы двинулись в направлении следующей остановки.
Изба Ильича
Я все ждал увидеть хотя бы избу, не говоря уж об Ильиче, но ни того, ни другого уже в помине нет, а место так по-прежнему называется. Кстати, здесь с удовольствием встретились со своими товарищами, которые чуть раньше нас умудрились отправиться по снегоходному треку на квадрах на Маньпупунер, но это отдельная красочная история. Они передали нам как эстафетную палочку установленный ими лагерь, и мы под сигары, коньячок и похлебку из глухаря, принялись готовиться к завтрашнему восхождению на перевал.
"Когда долго не удается вырваться на дикую природу, проезжая мимо лесов и полей, я чувствую себя волком, которому хочется выть на луну, слоном, которого долгое время держали в клетке, а сейчас везут мимо любимой Африки"
Вообще, хочется еще раз вернуться в эти места, с чувством, толком и расстановкой вкусить их, постоять лагерем на берегу горной реки, порыбачить. А за эти скомканные гонкой дни мы только и делали, что слушали звук собственных моторов. Гнали-гнали и гнали вперед. Так и вторым вечером - упали-поспали-проснулись и вперед - на штурм оставшихся 23-х километров до перевала.
Надо сказать, что до этого момента вся техника вела себя более чем достойно. Начали подводить только прицепы, которые не выдерживали нагрузок, ну и, конечно, колеса все были отремонтированы не на раз. Камни рвали резину, мы ставили запаски, ремонтировали шины жгутами - все по-взрослому.
Перевал
Дорога до перевала представляет собой одну сплошную текущую речку, которая смывает со склонов горы всю грязь и вымывает всю корневую систему - я такого нигде не видел. К обеду добрались до вершины с небольшими потерями - порвался ремень вариатора у RZR, колеса опять же чинили, да радиаторы кипятили… На самом верху понимаешь, что это стоило не одной покрышки. Открывается панорама на многие километры вперед, и понимаешь масштабность всего сущего - тут облако на голове практически лежит, там олени ходят, и все в желто-красных тонах, на Южном Урале такого не увидишь.
Нам повезло, перевал Дятлова встретил нас не туманом и хмарью, как это обычно бывает, а отличной видимостью.
И обратно
Возвращались уже по темноте, второпях допуская ошибки, многие застревали. Два квадроцикла, один из них засадили так, что даже вытащить не смогли, решили вернуться поутру. С трудом добрались до лагеря и около 3 ночи улеглись спать. А холодным утром, собрав всю волю в кулак, поехали спасать технику. Снарядили и отправили RZR, ну и меня на BRP Outlander 800.
Когда мы посмотрели на это злачное места с утра, стало понятно, что здесь шли боевые действия - все деревья изрезаны лебедками, значит, происходила реальная трофи-бойня. Яма, куда попал Денис, казалась ну такой безнадегой, что не выбраться уже никогда. Мало того, что BRP не завелся даже с подзаряженным аккумулятором, так мы еще не могли к нему на квадрах вообще никак подобраться. После неимоверных усилий все-таки нашли один-единственный путь, но на этом наши приключения только начались. Тяну Дениса на лямке до лагеря и вдруг понимаю, что ощущения от этого процесса как-то изменились, как будто колесо отпало - так и оказалось: между диском и шрусом переднего колеса на его квадре попал большой камень, ось просто прорвалась и колесо отвалилось… Пока разбирались, увидели медвежонка на дороге - сначала было бросились его фотографировать, а потом просто бросились куда подальше, вспомнив, что рядом может быть мама.
"Квадр" не смогли завезти даже в лагере - пришлось старым способом напрямую от аккумулятора пробросить провод на реле стартера, завести - и в путь. Правда, радиатор при этом не работает, но на то есть лужи, которых по осени в этих местах хоть отбавляй. В общем, до Вижая мы, конечно, добрались, но квадроцикл - покойничек. Кстати, на обратном пути все реки преодолевали на "Урале", поэтому кроме моего личного приобретенного страха, который пришлось бороть рассудительностью, других проблем не возникло.
Решили зимой приехать сюда снова, но уже на снегоходах. Проехать по этому пути, запланировав побольше времени, а еще… подняться на вершину Чистопа.
Источник: http://www.top4man.ru