Жажда приключений

Россия
Африка
Европа
Новости о приключениях
Новости региона
На главную / Новости / Снежная сказка в летний зной.

Снежная сказка в летний зной.

13 Сентября 2010

Снежная сказка в летний зной.

Через десять лет Россия намерена построить на Северном Кавказе пять новых горнолыжных курортов. По своей грандиозности и затратам на их создание проект более чем в два раза превосходит подготовку Сочи к Олимпиаде-2014.

Под строительные площадки новых горнолыжных и сноубордических комплексов планируется отвод территорий в Мамисоне (Северная Осетия), Матласе (Дагестан), Архызе (Карачаево-Черкесия), Лаго-Наки (Адыгея) и на Эльбрусе (Кабардино-Балкария). Предстоит освоить 451,44 млрд рублей (около $15 млрд).

Для российского бюджета это значительная сумма, но с разбивкой по годам не такая пугающая. Тем не менее ожидается, что соинвесторами стройки могут стать Сбербанк России, транснациональные корпорации Morgan Stanley, JPMorgan, Citi, Allianz и другие серьезные игроки финансового рынка.

Специально созданная рабочая группа уже завершила разработку концепции строительства этих курортов в рамках туристического кластера в отрогах и на склонах Главного Кавказского хребта. Документ, как ожидается, войдет отдельным пунктом в разрабатываемую Минрегионом России стратегию развития Северного Кавказа. Это ускорит начало грандиозной стройки.

По расчетам рабочей группы, общая площадь, которую займут пять курортов, достигнет 4 тыс. га, где необходимо построить горнолыжные и сноубордические трассы протяженностью 803 км и 104,5 тыс. мест для одномоментного размещения туристов. Кроме того, к уже пяти действующим в регионе аэропортам планируется построить два новых.

Самыми крупными курортами должны стать Мамисон, где на 1,5 тыс. га планируется построить 300 км трасс и 50 тыс. мест для туристов, и Архыз, где общая длина горнолыжных и сноубордических спусков составит 278 км, а количество гостиничных мест - 21 тыс. Строительные работы планируется начать в 2011 году, а завершить - к 2020 году.

Новый проект обеспечит работой более 160 тыс. человек, а турпоток достигнет 5-10 млн человек в год. Для депрессивных северокавказских республик, где процветает безработица, это имеет огромное значение.

С советской поры сохранились и не утратили популярность действующие горнолыжные и сноубордические комплексы в Чегете, Эльбрусе и Домбае. Но в год эта троица может принять мизер - не более 4 тыс. любителей горнолыжного слалома. Стартовый же поток новых курортов в 5 млн туристов в год сравним с аналогичными показателями французских Альп, Швейцарии или Австрии. Причем у горнолыжных и сноубордических курортов Северного Кавказа снежный сезон несколько продолжительнее и составляет 4-6 месяцев.

Строящийся в Алагирском районе Северной Осетии комплекс «Мамисон» - будущий круглогодичный горнолыжный, сноубордический и бальнеологический курорт - будет иметь общефедеральное значение. Его первая очередь рассчитана на единовременное пребывание до 7,5 тыс. человек. Общая длина трасс только для первой очереди Мамисонского комплекса составляет 45 км с перепадом высот от 1 тыс. 900 до 3 тыс. 200 метров. Общий объем инвестиций - свыше 30 млрд рублей.
 
Для реализации проекта и последующей эксплуатации комплекса будут привлечены около 3 тыс. работников. Ожидается, что в покинутые горные районы вновь потянутся люди, займутся сельским хозяйством для обеспечения питания туристов.

Рельеф Мамисонского ущелья с бурными горными потоками, замысловатыми серпантинами дорог - отличный район для альпинизма, горного туризма, рафтинга высших категорий сложности, дельта- и парапланеризма, конных и пеших походов, джиппинга. При этом пресса ссылается на результаты исследований, которые в 2003-2004 годах в Мамисонском ущелье совместно с северо-осетинскими экспертами проводили специалисты французской компании «Франс Нейж Энтернасьональ».

Существенно, что Мамисонский перевал с высотой под 3 км над уровнем моря с мая по конец сентября в период отсутствия снегопадов открывает старинную Военно-Осетинскую дорогу на Южную Осетию. По ней можно передвигаться на автомобилях, мотоциклах и велосипедах или пешим порядком и добраться до Джавы и Цхинвала. По пути на перевале Эрцо туристы не разминутся с одноименным необыкновенной хрустальной чистоты озером, занесенным в книгу Гиннеса из-за странного свойства в какие-то моменты исчезать на глазах, а затем так же неожиданно наполняться. Ученые предполагают, что загадка кроется в горных карстовых пустотах и подземных природных водоемах. В Южной Осетии найдется немало и других мест, которыми путешественнику стоит полюбоваться. Заметим, что в Цхинвале будет построен аэропорт, а в Джаве - вертодром. Так что молодое независимое государство по касательной, как говорится, тоже будет вовлечено в грандиозный проект.

Так же, как и Абхазия: одним из приоритетов развития инфраструктуры северокавказского региона считается восстановление Военно-Сухумской дороги и организация регулярного движения по трассе автомобильного транспорта. Это древний караванный путь из Теберды через Клухорский перевал к Сухуму.

В конце 19-го века российские военные инженеры расширили и обустроили эту дорогу общей протяженностью 337 км. Ввели ее в эксплуатацию в 1903 году, и по ней можно было худо-бедно передвигаться на конных повозках и экипажах. В 30-х годах ее реконструировали уже советские инженеры. А во время обороны Кавказа в годы Великой Отечественной войны дорога обрела стратегическое значение: немцы отчаянно бились за Клухорский перевал - он открывал им путь к нефтяным приискам Баку.

После войны Военно-Сухумскую трассу вновь привели в порядок и расширили дорогу до 4-х метров ширины. И по ней даже бойко передвигались небольшие автобусы и грузовички. Причем отдельные ее участки были засфальтированы и обустроены противолавинными галереями.

Потом за ней перестали присматривать, перевальный участок постепенно разрушался. Но дорогу облюбовали пешие путешественники, и по ней установился популярный всесоюзный туристский маршрут. К Клухорскому перевалу их по-прежнему подвозили со стороны Абхазии и Карачаево-Черкесии на автобусах, дальнейший путь они преодолевали уже собственными ногами.

Теперь же принято политическое решение восстановить эту дорогу. И помимо своей прямой функциональности как транспортной артерии, обеспечивающей кратчайший путь из Северного Кавказа в Абхазию, этот путь будет привлекателен и для туристов.

Однако реализации такого проекта пока препятствует отсутствие крупных инвестиций и, главное, напряженная обстановка на Северном Кавказе. Недавний теракт в Пятигорске, взрыв, устроенный смертником на границе Северной Осетии и Ингушетии, привлекательности горному туризму в этих регионах явно не добавляют. Остается надеяться, что к 2020 году, когда строительство должно быть завершено, российские власти найдут решение проблемы и сумеют с ней справиться.

Источник: http://www.rosbalt.ru. Текст: Альберт Веналайнен.

 

Архив новостей:
/

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
 
 
Полезные ссылки  |  О портале "Жажда приключений"  |  Консультации экспертов  |  Заказать рекламу

© 2009 «Жажда приключений»

Rambler's Top100 сделано в «Сумме Технологий»