Жажда приключений

Россия
Африка
Европа
Новости о приключениях
Новости региона
На главную / Новости / Тау-серфинг: прокатиться на волне

Тау-серфинг: прокатиться на волне

18 Мая 2010

Тау-серфинг: прокатиться на волне

Сегодня к тау-серфингу, взяв за основу идею древних, приложили лишь новые технологические разработки, открыв тем самым путь к самой большой волне на планете - волне Джоуз (Jaws).

Идея буксировки на больших волнах, тау-серфинг - это далеко не новая концепция в мировом серфинге. Древние гавайцы называли этот вид развлечения LeLe wa'a. 

Было так: семеро мужчин выгребали за прибой на большом каноэ. За счет силы шестерых гребцов удавалось набрать достаточно скорости, чтобы оседлать большую волну. В тот момент, когда каноэ оказывалось на стенке волны, седьмой высаживался на свой серф-борд. Ему оставалось сделать лишь несколько символических гребков и попасть на самый гребень огромной волны, которую своими силами ему никогда не удалось бы поймать.

Волна Джоуз приходит в зимние месяцы, когда океан особенно неспокоен, и отголоски камчатских штормов, достигнув берегов маленького гавайского острова Мауи, сливаются в огромные волны-чудовища, трудно поддающиеся осознанию человеческим разумом. Не случайно это место зовется Джоуз, что в переводе с английского означает "челюсти". Гигантские волны формируются благодаря барьерному рифу, находящемуся на расстоянии чуть менее одного километра от Северного побережья острова Мауи. "Спотыкаясь" об этот риф, волны вырастают до 20 м и выше, двигаясь к берегу на скорости около 50 км/час.

В течение нескольких лет лучшие серферы присматривались к Джоуз, мечтая на ней прокатиться. Отслеживали ее поведение при различных погодных условиях, ветровые потоки на передней стенке волны, возникающие при движении такой огромной массы воды, искали возможность выхода в океан во время прихода большого северного свэлла. Когда приходят волны, способные породить Джоуз, на Мауи не остается возможных мест для выхода в океан. Весь северный берег острова превращается в страшное и непроходимое месиво из пены. И лишь недавно в нескольких километрах от бухты Пеахи было найдено безопасное для выхода место. Отныне все экспедиции начинаются в маленькой потайной бухте, находящейся недалеко от пляжа Хукипа.

Серферы Больших Волн
 

Впервые идея прокатиться на волне, превышающей десять метров в высоту, на доске без паруса, но при помощи буксировки, пришла Лэрду Гамильтону (Laird Hamilton), Баззи Кербоксу (Buzzy Kerbox) и Дерику Доернеру (Darrick Doerner), которые обычно катались на северном побережье Оаху. Их принцип был прост: при помощи надувного "Зодиака" и фала они разгоняли серфера на доске до скорости волны, после чего не составляло никакого труда оказаться на ее гребне. Оставалось одно "но" - их классические доски для больших волн - узкие и около трех метров длиной - позволяли кататься на волнах с пределом высоты не более десяти метров. Выше этого уровня возникал эффект образования волн поверх волны, устоять на которых уже было практически невозможно. Первый же такой трамплин сбрасывал серфера в воду, как только доска отрывалась от поверхности волны.

Тем временем, на Мауи, великими виндсерферами Марком Ангуло (Mark Angulo), Рашем Рэндлом (Rush Randle), Питом Кабрина (Pete Cabrinha) и Дейвом Калама (Dave Kalama) были предприняты первые попытки прокатиться на Джоуз. Уровень мастерства великих при катании на Джоуз на серфовых досках оказался также высок, как и в виндсерфинге.

Революция

Позаимствовав идею из виндсерфинга, райдеры поставили петли на свои классические серфы. Еще они уменьшили доски вдвое и благодаря этому сильно прибавили в скорости. Ведь только скорость - залог успеха при катании на самых больших и быстрых волнах земного шара.

"Если тебе не хватает скорости, волна нагоняет тебя и поглощает. Далее остается лишь уповать на Господа Бога, чтобы следующая волна не оказалось больше той, что захватила в свои объятия. Иначе - смерть..." - рассказывает Дейв Калама.

Успехи были ошеломляющими.

"Мы были виндсерферами, когда начали работать над идеей постановки петель на доски для серфинга на больших волнах. Но, все равно, не произошло бы такой революции в тау-серфинге, не появись Лэрд Гамильтон со своей идеей буксировки", - рассказывает Раш Рэндл.

Это была революция! Теперь они получили полный контроль в воздухе во время внезапных подскоков доски. Ведь волны такой величины как Джоуз несут на своей поверхности волны меньшего размера, которые и подбрасывают серфера в воздух. Благодаря петлям появилась уверенность в том, что серфер устоит на ногах после затяжного прыжка, а скорость позволила скользить по волне в самой критической ее точке. "Зодиак" со временем был заменен на более маневренный водный мотоцикл.
 

С этого момента на Мауи пришла эпоха нового спорта, название которому - тау-серфинг.

С введением новой идеи "вооружения" досок петлями многое изменилось. Доски уменьшились в размерах и заметно прибавили в скорости, но и у скорости появился предел. Тогда шейперы Джефф Тимпоне (Jeff Timpone) и Джери Лопез (Jerry Lopez) попробовали использовать новые материалы при изготовлении "сэндвича" для того, чтобы сделать доски легче. Однако при этом терялся контроль над доской, внезапно доски захотели летать, что было совсем нежелательным при катании на Джоуз. И опять начался поиск компромиссов.

Одна из попыток вернуть утерянный контроль имела должный успех и развитие. В носовую часть доски вмонтировали металлические пластины с целью увеличения веса и достижения должной аэродинамики.

"В тау-серфинге много времени проводишь в воздухе, это факт катания на Джоуз, и от него никуда нельзя уйти. При больших скоростях нос доски поднимается встречными потоками, и она прямо-таки стремится взлететь. Достаточно малейшего импульса волны, чтобы тут же оторваться от поверхности воды. Когда мы экспериментировали с металлическими пластинами, появился контроль над доской в воздухе. Во время полета ощущаещь себя дротиком в игре "Дартс". Все зависит от заданной траектории. Это совершенно новое чувство. Там, на Джоуз, всегда ощущаешь дыхание смерти, но после таких полетов невольно хочется хохотать, и это расслабляет..." - рассказывает Пит Кабрина.

После множества экспериментов дизайнеры вновь вернулись к традиционным материалам, используемым при производстве обычных досок. Вместо металлических пластин для утяжеления стало применяться дерево.

Изменения в дизайне досок, несомненно, открыли новые горизонты тау-серфинга. Теперь все доски для катания на Джоуз мастерятся вручную индивидуально для каждого серфера, в зависимости от пожеланий которого в конструкцию вносятся различные изменения: объема, длины, ширины, расположения петель и плавников. Все эти параметры делают каждую доску в своем роде уникальной.

Команда

Идея буксировки в тау-серфинге была и остается основополагающей. Отныне серфинг, до сей поры бывший сугубо индивидуальным видом спорта, становится спортом командным, где успех райдера во многом зависит от его напарника, благодаря грамотной буксировке которого серфер оказывается на самой правильной волне, в нужное время и в нужном месте. И от этого зависит, будет ли эта волна последней в твоей жизни.

Став командным, тау-серфинг как спорт завоевал небывалую популярность. Но всегда главным ключом к победе над волной Джоуз остается водитель гидроцикла. Он может отбуксировать серфера как в самою лучшую, так и в наихудшую точку волны. Опыт, накопленный в виндсерфинге, оказался чрезвычайно важным. Умение просчитывать волну, находясь в сотнях метров от ее эпицентра, дало возможность отбирать самые правильные и предсказуемые волны.

"...Перед тем как идти в океан, я подолгу сижу на берегу, изучая поведение волн. Сколько их в сетах? Как далеко они ломаются? С какого направления идут? Высока ли скорость течения? Как долго держится пена после обрушения волны?" - рассказывает Брайн Кеаулана.

"...Когда же тебя отбуксировали на волну, и ты поймал ее, там, на ее вершине, складывается ощущение, что все они одинаково огромны и отличаются только цветами. Те, что больше - темнее, они-то нам и нужны. Обычно в сете приходят сначала две маленькие, а затем одна большая волна. Иногда сразу приходит большая и за ней еще одна такая же. Первую надо пропустить, она сгладит все неровности и трамплины на поверхности океана, и следующая за ней волны будет идеально гладкой. Так что, это целая наука. Океан подобен живому существу, и очень важно уметь чувствовать его дыхание..." - рассказывает Раш Рэндл.

Связь между серфером и водителем джета нарабатывалась долгое время. Теперь у них есть множество сигналов-команд за счет жестикуляции одной руки и пальцев: быстрее, медленнее, право, лево, первая волна, вторая волна - они постоянно поддерживают связь.

Игра по правилам стихии

Безопасность на Джоуз всегда была превыше всего. К джетам приспособили слэды из плотного пенопрена, оборудованные петлями по обоим бортам. Слэд похож на огромный бугиборд, который ранее был разработан и взят на вооружение Гавайской Спасательной Службой. Сам слэд удобен для транспортировки пострадавших, но, имея большую площадь скольжения, сильно замедляет скорость джета и должен полностью остановиться перед тем, как пострадавший схватится руками за петли. А, как известно, любое промедление в зоне обрушения волны Джоуз может иметь страшные последствия. Поэтому между волнами постоянно дежурит отдельный и очень быстрый джет, и его водитель первым видит, что происходит с серфером на воде. Если райдер упал, то водитель дежурного джета подает сигналы о помощи джетам, которые снабжены слэдами и стоят в стороне от зоны обрушения, а сам уходит из под гребня разбивающейся волны. А те, зная, где надо искать, немедленно приходят на помощь, но уже со спины рухнувшей волны.
 

"...Там, на Джоуз, оказавшись в воде, нет ни малейшего шанса выбраться на берег самому. Ты точно знаешь, что тебя ищут, но никогда не уверен, успеют ли тебя спасти до прихода следующей волны, осознавая при этом, что она может стать последней в твоей жизни. Я знаю, что тем, кто идет на помощь, безразлично, что в океане начинает подниматься новая волна. Они не смотрят в ту сторону, их взгляды направлены в море пены, сканируя каждый метр рухнувшей громадины. Они понимают, что если не смогут спасти серфера до прихода следующей волны, то, вероятнее всего, уже не спасут его никогда. И вот тебя заметили. Еще несколько секунд и ты, что есть силы, хватаешься за слэд, и в то же мгновение над тобой начинает грозно возвышаться следующее чудовище, способное в одно мгновение разорвать тебя на сотни маленьких кусочков. Боже, только бы хватило сил, только бы не разжались руки..." - рассказывает Марк Ангуло.

В тау-серфинге, как и в любом командном виде спорта, важно чувство взаимопомощи и взаимопонимания. Каждый раз перед выходом на волны тщательно обсуждаются и проигрываются все возможные ситуации. Техника спасения отработана до мелочей, и каждый водитель имеет целый арсенал навыков. Там, на воде, может быть принято лишь одно правильное решение, от которого будет зависеть жизнь человека.

Эпилог

Все знают, что катание на Джоуз - это игра со смертью. К этому важно быть готовым не только физически, но и морально. Надо научиться контролировать парализующий тело страх. Вся жизнь тау-серферов связана с океаном, и они знают его нрав как никто. Их опыт, накопленный в различных условиях, помогает им серьезно подготовиться перед выходом на Джоуз.

Катаясь на самых больших волнах на планете, каждый из них уверен, что самый важный день их жизни еще впереди. Все они свято верят в то, что встреча с самой большой волной им еще предстоит. И они ждут эту волну - волну всей своей жизни. Работая вместе с командой, каждый готовится в своем сознании к очередной встрече с монстром. И никто из них не уверен, что, окажись он в руках стихии, ему немедленно придут на помощь, так как последняя волна, возможно, была именно той, которую они ждали всю свою жизнь.

Источник: http://www.extremal.ru/water/1139060397/articles/1139492016.htm

Архив новостей:
/

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
 
 
Полезные ссылки  |  О портале "Жажда приключений"  |  Консультации экспертов  |  Заказать рекламу

© 2009 «Жажда приключений»

Rambler's Top100 сделано в «Сумме Технологий»