krasota
 
Жажда приключений

Россия
Африка
Европа

Почему лыжники и сноубордисты ненавидят друг друга?

Про зимнее противостояние между поклонниками горных лыж и фанатами сноубордов слышали все, кто любит снежные горные склоны. И у первых, и у вторых есть очень даже уважительные причины для неприязни.

Где купить горные или беговые лыжи? А также палки, крепления, ботинки.

Читайте интервью с Андреем Преображенским, старшим продакт-менеджером по горным лыжам Fischer в России, Москва.

Каким лыжам отдать предпочтение?

Уже 85 лет специалисты Fischer тщательно исследуют динамику человеческого тела на лыжах в любых ситуациях: охота в зимнем лесу, прогулка по городскому парку, упражнения на спортивных трассах, повороты в шлейфе снега на диком склоне.

На главную / Горные приключения / Сноубординг / Словарь сноуборда / Фрирайд, фристаил, джиббинг и другие виды сноубординга

Фрирайд, фристаил, джиббинг и другие виды сноубординга

Сноубординг достаточно многогранен. Именно поэтому он остается интересным для тех, кто катает постоянно. Существует множество разных стилей катания на сноуборде. Каждый из них имеет своих поклонников, свою градацию мастерства, свою технологию тренировок и свой вариант снаряжения для сноуборда.

Фрирайд (от англ. freeride – свободное катание).

Фрирайд. Фотографию предоставил Станислав Белоглазов.

Фрирайд. Фотографию предоставил Станислав Белоглазов.

«Фрирайд - это катание далеко за трассами, по огромным полям, кулуарам, среди скал и деревьев. И это моя страсть» (Михаил Гринёв).

Фрирайд является прародителем всех остальных видов сноубординга. Это катание на сноуборде вне трасс, по любым типам снега и по любым рельефам. «В Чили мы катали фрирайд по бамбуку. Как-то так получилось, что снег слишком быстро кончился» (Михаил Гринёв).

Мало кто из райдеров может позволить себе уйти от раскатанных склонов, от уютных кафе с глинтвейном, от красивых девушек в роли зрителей. Для тех, кто выбирает фрирайд, важно само катание на сноуборде, а не окружающая его мишура и личный комфорт. Фрирайд подразумевает прыжки со снежных наддувов, карнизов, и других естественных трамплинов, но не настаивает на них.

Во фрирайде отсутствуют какие-либо правила. Катание на сноуборде сопряжено с постоянным риском и точным расчетом. Высока вероятность приземлиться после прыжка на скалы, сорвать лавину, заблудиться, замерзнуть во время ночевки, подхватить горную болезнь. В качестве компенсации предлагается океан свежего нетронутого снега, бескрайние дикие горы, эхо от ледяных обвалов вдали и безбашенная пластика движений. «Сдавал как-то экзамен на работу спасателем в лыжном патруле. Ребята из патруля сразу по стилю катания рассекретили во мне фрирайдера и погрозили пальцем» (Михаил Гринёв).

В мире достаточно мест, где можно оттачивать мастерство фрирайда. Это прежде всего Аляска, Новая Зеландия, французские Альпы, Приэльбрусье, Камчатка, Красная Поляна рядом с Сочи. В этих горах бескрайние горы предоставляют полную свободу выбора, а характер снега уменьшает лавиноопасность. «Часто можно слышать, типа я на Уктусе или в Сорочанах катаю фрирайд – это да, это фишка (смеется). На маленьких горках научить катать фрирайд невозможно. После такой "учёбы" в больших горах человек не может адекватно чувствовать обстановку. Не сформируется чувство расстояния и уклона. Если хотите катать фрирайд, для начала освойте базовую технику, обязательно пройдите курсы противолавинной подготовки, первой помощи, научитесь работать в команде, учитесь выживать в горах. В экстремальной обстановке важно, чтобы никто не растерялся. Фрирайд – не для одиночек. Быструю помощь вам смогут оказать только те, кто рядом, ваша группа, ваши друзья» (Михаил Гринёв). Перед тем, как покинуть границы спокойной курортной зоны и уйти в дикие горы, необходимо хорошо освоить катание на сноуборде в паудере и по сложному рельефу. Начинать лучше с небольших вылазок. Главное – не спешить. Выберите курорт с выходом на нетронутые склоны. Постарайтесь наметить маршрут спуска и маршрут возвращения на курорт. Умение читать горный рельеф и закладывать на нём будущую трассу спуска – один из ключевых навыков фрирайдера. Обязательно берите с собой местных гидов.

Огромное внимание во фрирайде придают безопасности и профилактике травматизма. Райдер должен быть соответствующим образом экипирован. Нужно понимать, что фрирайд – это огромный риск. «Есть такая шутка, что фрирайдеры бывают либо отважные, либо старые. Дак вот, я за старость. Обязательно следует иметь при себе рацию, бипер, лопату, лавинный щуп и уметь ими пользоваться. Надо знать прогноз по лавинной обстановке на местности, а также общий прогноз погоды в дни запланированного фрирайда» (Михаил Гринёв).

Что касается снаряжения для фрирайда, то оно обычно помечено значком FR. Желательна защита на голеностоп, колени, запястья, пальцы рук, голову, спину, грудь. Сноуборды для фрирайда более длинные и широкие, чтобы идти по поверхности мягкого снега. Нос сноуборда практически всегда длиннее, и стойка райдера смещена к хвосту, чтобы легче было всплывать из мягкого снега. Крепления мягкие. Ботинки мягкие, со средней высотой лодыжки. Рюкзаки компактные, но при этом вмещающие в себя весь арсенал фрирайдера от неприкосновенного запаса шоколада и воды до лопаты. Обязательно нужны запасные перчатки и маска, желательно даже два запасных комплекта.

В группу обязательно надо привлечь опытных местных гидов, которые знают специфику местности и смогут предостеречь от серьезных ошибок.

У фрирайда бывают две разновидности: хелибординг и бэккантри.

Хелибординг (от англ. heli-boarding – катание на доске с помощью вертолета).

Суть хелибординга заключается в том, что сноубордистов забрасывают на горную вершину на вертолете, откуда они срываются вниз, оставляя свой почерк на чистом листе пухляка. Для полноты впечатлений желательно подгадать так, чтобы оказаться над миром как раз к восходу солнца. Конечно, хелибординг – это одно из самых дорогих удовольствий для райдера. Однако встречаются вершины, на которые просто невозможно забраться пешком без спец снаряжения или на ратраке. И при этом они настолько соблазнительны в своей красоте и неприступности, что так и манят себя познать, невзирая на цену. Подобная покоренная вершина в послужном списке сноубордиста ощутимо повышает его профессиональный статус и самооценку.

Иногда заброску на вершину реально осуществить на обычном легкомоторном самолете, что на практике значительно дешевле, чем вертолет, проще организовать, да и сам полет проходит быстрее. Такой способ доставки райдеров практикуется, когда вершина необычно плоская, например, в горах Новой Зеландии.

Что касается погоды, то хелибордингом занимаются и в ясный день, и в хмурую погоду. Решающую роль играет пилот и его вердикт – можно лететь или нельзя. А вообще - встречаются любители как раскатывать искрящиеся от солнца девственные склоны, так и испытывать себя на прочность под натиском ветров.

Бэккантри (от англ. backcountry – глушь, удаленная местность).

Бэккантри.

Бэккантри.

Выбирая бэккантри, сноубордист с самого начала один на один с природой. На вершину он поднимается самостоятельно, пешком. На своих двоих подняться по глубокому снегу до высоты, где растут альпийские луга, достаточно сложно. А потому, в случае бэккантри, райдеру достаются заросшие лесом склоны, либо многочисленные рощицы понатыканных среди снега деревьев. «Обычно ходят на снегоступах, поэтому проваливаться не обязательно )))» (Михаил Гринёв).

Вся прелесть бэккантри в том, чтобы встать рано утром, долго и трудно по колено в снегу лезть на гору целый день, а затем за пару часов спуститься обратно к её подножию. Вкус победы слаще, если для него приходится преодолеть себя. Только представьте, как вы забираетесь на гору, вытираете со лба пот, доедаете шоколадку. Несколько минут на осознание себя, пристегиваете сноуборд и срываетесь вниз, совсем как тот парень с рекламной фотографии по пояс в паудере. Здесь-то и начинается новый мир.

Фристаил (от англ. freestyle –свободный стиль).

«Фристаил – это прыжки и фигуры, акробатика всякая на сноуборде. Если паренек развлекается трюками на плоскости, то это называют флэт фристаил» (Михаил Гринёв).

Фристаил требует отличной физической подготовки, а также отваги и моральной готовности к падениям и травмам. Многие считают фристаил самым зрелищным стилем сноубординга.

Плюсы фристаила:

  1. Фристаил значительно дешевле, чем фрирайд. Практически весь сезон можно катать на относительно коротких горках, недалеко от места проживания. Дорогостоящие поездки в большие горы исключаются.
  2. В фристаиле очень много трюков. Это означает, что райдеру сложно заскучать. У него всегда есть тема для самосовершенствования.
  3. После фристаила проще осваивать другие стили сноубординга, так как он требует максимального владения своим телом и доской.

Минус у этого стиля один. Инфраструктура для занятий фристаилом в России практически отсутствует на большинстве курортов. Трамплины везде однотипны. Поэтому зачастую райдерам приходится махать лопатами на склоне по нескольку дней, формируя снежные вылеты для совершенной формы какого-нибудь специфического прыжка. Впрочем, иногда рекомендуют начинать прыгать на естественном рельефе. После такого опыта райдер легко просчитает траекторию и баланс любого трюка в сноуборд парке, на выглаженном, цивильном склоне.

Снаряжение для фристаила обычно помечено аббревиатурой FS. Для акробатики хорошо подходят мягкие ботинки и мягкие крепления для сноуборда. Используются все возможные способы защиты. Сноуборды короткие, легкие, толстые и более маневренные. Нос и хвост у них одинаковы.

Фристаил включает в себя ряд соревновательных дисциплин, в том числе big air, half pipe, slope style.

Big air (от англ. большой воздух).

Это самые зрелищные соревнования по фристаилу. Прыжок получается затяжным (от 5ти до 30ти метров), очень высоким и, одновременно, наименее опасным для сноубордиста. Для big air сооружают специальный большой трамплин и горку с площадкой для приземления. Судьи оценивают райдеров по сложности и чистоте исполнения трюков, точности приземления. Снаряжение для big air имеет специальную маркировку BG.

Half pipe (от англ. полутруба).

В этом виде фристаила райдеры выполняют трюки в полутрубе, сделанной из плотного снега или вырытой в земле и покрытой снежным слоем. Радиус (высота) сооружения равен 3 -4 метра, а длина 80-100 метров. Half pipe строят на горке с уклоном 15-20 градусов. Прототипом такой полутрубы явились естественные half pipe – овраги, замерзшие горные ручьи и речушки.

С недавнего времени Half pipe включен в программу зимних Олимпиад. Сноубордисты делают сальто, вращения вокруг собственной оси и другие трюки, вылетая поочередно то с одной, то с другой стенки полутрубы.

На снаряжении для half pipe обычно стоит маркировка HP.

Slope style (от англ. стиль на склоне).

«Slope style – это соревнования на наклонной трассе, где стоит несколько фигур: трамплинов, перил и пр. Сноубордист, прокладывая маршрут, делает несколько последовательных прыжков на этих фигурах» (Михаил Гринёв).

Обычно перепад высот составляет 300-600 метров, а угол наклона трассы – от 35ти до 45ти градусов на разных участках. Фигуры расположены в несколько рядов. Сноубордист имеет возможность выбора траектории спуска на каждом участке трассы. Slope style включен в программу Всемирных экстремальных игр (X-Games). Судьи учитывают длину и чистоту прыжков, уверенность спортсмена, наличие падений, выбранный маршрут, технику катания на сноуборде. Снаряжение для slope style обычно помечено сокращением SBS.

Джиббинг (от англ. jibbing).

Джиббинг.

Джиббинг.

«Джиббинг – это самое молодое направление сноубординга, ребята катают по перилам, по боксам, одновременно исполняя разные трюки» (Михаил Гринёв).

Для джиббинга также используют различные городские постройки – лестницы, скамейки, парапеты, всё, по чему можно скользить. Райдер может проявить себя практически на любом рельефе, снег не является для этого обязательным условием. Есть ньанс – перед тем как выбирать перилку, обязательно надо оценить окружающую обстановку, проверить – не торчат ли трубы, нет ли засыпанных штырей или ступенек. Трюк считается завершенным, если райдер не причиняет себе увечий.

Однако в целом джиббинг - самая безопасная дисциплина фристаила. Убравшись на перилине, райдер вряд ли пострадает сильнее, чем когда неудачно приземлится в big air. Поэтому с джиббинга рекомендуется начинать сноубордистам, мечтающим о фристаиле. Джиббинг отлично тренирует чувство доски и воспитывает баланс.

Специфика этого стиля  в том, что за сезон райдер убивает несколько досок: от 2х до 4х. Как правило, вырываются или крошатся канты. Поэтому для джиббинга выбираются сноуборды, которые не жалко выбросить.

Бордеркросс (от англ. boardercross – скоростные гонки).

Бордеркросс – это соревнования на скорость прохождения трассы с буграми, кочками, канавами. Единственная спортивная дисциплина в сноубординге, где райдеры сходятся лицом к лицу на трассе. Сноубордисты обычно стартуют группами по 4 человека. Раньше разрешалось толкать, удерживать и подрезать противника на склоне, а также применять другие силовые методы. В последнее время были приняты более безопасные правила соревнования, запрещающие умышленные контакты. Акробатика на неровностях рельефа приветствуется. Бордеркросс объединяет в себе все стили катания на сноуборде. Что-то вроде сноубордического многоборья. Соревноваться в одном заезде могут новички и профессионалы, мягкие и жесткие сноубордисты. Участники должны обладать не только физическими навыками, но и психологической выносливостью. Из каждой четверки двое лучших пробиваются на следующий этап. В результате в финал попадает четверка безусловных лидеров, которые и разыгрывают между собой призовые места. Длина трассы для бордеркросса обычно до 2000 метров, ширина – не менее 30ти метров. Перепад высот 100-240 метров. Уклон – от 15ти до 18ти градусов. Оборудования для бордеркросса промаркировано BX или SBX. Формат бордеркросса идеален для телевидения. Прыжки, шлемы в ряд на линии старта - вся эта мишура хорошо знакома и неизменно увлекает даже неискушенного в сноубординге зрителя. Мотокроссы, ипподромы, автогонки давно и привычно культивируют этот антураж и атрибуты скорости у обывателя.

Карвинг обучение (от англ. carving – резьба, резная работа).

У этого стиля есть синонимы – freecarve, slalom. Он для тех, кто предпочитает скорость, а не зрелищность. Карвинг - способ высокоскоростного катания на сноуборде: без проскальзывания, резанными дугами с постоянным контролем доски. Есть такая шутка, что катать на трассах сложно, потому что для этого нужно уметь катать изящно и технично. Многочисленным зрителям видны все огрехи и дефекты техники райдера. После правильного обучения карвингу сноубордист оставляет на склонах самые красивые следы. За рубежом каждый десятый райдер увлекается карвингом, как правило, это бывшие лыжники. В России – только начинает завоевывать своих приверженцев. Вероятно, это связано с тем, что обучение карвингу требует зализанных, ухоженных, подготовленных трасс. На российских горнолыжных курортах таких просто нет.

Техника обучения карвингу сложная, не у всех хватает терпения её освоить. Сторонним зрителям обычно кажется, что во время карвинга сноубордист обманывает законы физики. Люди столбенеют и не верят своим глазам. Чтобы достичь такого сбалансированного эффекта, надо долго трудиться. Скорости огромны, от них просто сносит крышу, они сковывают тело сноубордиста. Поэтому, из соображений безопасности, нельзя выходить на большой склон раньше времени. Всем базовым приёмам и движениям новички в карвинге обучаются на пологой горке.

Профессионалы говорят, что день катания идеальными дугами может привести в равновесия душу, лучше, чем любой психологический тренинг.

Снаряжение для обучения карвингу обычно промаркировано сокращением FC. Сноуборды длинные и жесткие, для трюков и прыжков точно не подходят. Ботинки и крепления также жесткие.

Спортивные дисциплины в карвинге – одиночный слалом, параллельный слалом, гигантский слалом. В основе этого стиля – скорость, поэтому все соревнования являются хронометрируемыми. Спортсменам важно преодолеть за минимальное время определенное количество вешек, расставленное на трассе. Во время параллельного слалома два райдера на двух идеально параллельных трассах пытаются опередить друг друга. Слалом-гигант – это самый быстрый вид сноубординга, скорость спортсмена может достигать 100 км в час, вешки при этом стоят значительно теснее, требуя большего мастерства.

 

После того, как вы определились со стилем катания на сноуборде, в котором вам хочется прогрессировать, выберите себе инструктора по сноуборду ..

 


 
 
Полезные ссылки  |  О портале "Жажда приключений"  |  Консультации экспертов  |  Заказать рекламу

© 2009 «Жажда приключений»

Rambler's Top100 сделано в «Сумме Технологий»